С 4 по 8 апреля 2022 года проходил финал Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество»
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество» является одним из самых значимых конкурсов в области туристско-краеведческого движения.
Финал конкурса «Отечество» проводит ФГБОУ ДО «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей» (г. Москва). Данный конкурс проводится в целях воспитания патриотизма и гражданственности обучающихся Российской Федерации в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка».
Конкурс реализуется в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный, федеральный. Последний этап – в два тура: заочный и очный. Третий год очный тур проводится в формате видеоконференции, но в программу включены: работа по секциям (устная защита исследования); мастер-классы и подведение итогов конкурса по секциям, церемонии открытия и закрытия.
В первом потоке (4-8 апреля 2022 г.) работали номинации: «Археология», «История детского движения. 100-летие пионерской организации», «Культурное наследие», «Этнография», «Природное наследие», «Родословие» и «Военная история». К участию в очном туре финала были допущены две участницы Архангельской области: Анастасия Б. из средней школы № 55 имени А.И. Анощенкова (секция «Военная история») и Алина Б. из средней школы № 43 (секция «Родословие»).
Архангельская область впервые участвовала в работе секции «Военная история». В очный тур данной секции были допущены 31 участник (10 юношей и 21девушка) из 23 городов, областей и республик. Большинство исследовательских работ (22 работы из 31) связаны с изучением событий периода Великой Отечественной войны. Семь человек посвятили свои исследования событиям Первой мировой войны (июль 1914 г.– ноябрь 1918 г.) и Гражданской войны в России 1918-1921гг.; девушка из Севастополя рассказывала о событиях Крымской войны.
Анастасия (совместно с руководителем «Школьного музея боевой и трудовой славы» средней школы № 55 имени А.И. Анощенкова Светланой Николаевной Рогозиной) два года вела поиск документов в разных архивах о жителе Маймаксы Ваганове Николае Филипповиче (матрос эсминца «Разумный»). «Маймаксанцы под флагами кораблей-героев» – одна из основных тем исследования учеников разных лет.
На первом этапе исследования решили собрать сведения об эсминце «Разумный». История создания эсминца началась в начале тридцатых годов ХХ века. Тогда перед советскими конструкторами поставили задачу: построить самый лучший эсминец, превосходящий такие же иностранные корабли по главным показателям: вооружению и скорости с малым водоизмещением. Он был заложен 7 марта 1936 года в Николаеве на заводе ССЗ № 200 (судостроительный завод) был заложен эсминец под именем «Прочный». Затем, 15 августа 1937 года, он был перезаложен во Владивостоке на Дальзаводе № 202 имени К.Е. Ворошилова (части корпуса перевезены по железной дороге). Корабль спущен на воду 30 июня 1939 года, был переименован в «Разумный». «Вступил в строй 20 октября 1941 года и 7 ноября 1941 года вошел в состав Тихоокеанского флота» [из исследовательской работы].
«Оказывается, к началу войны Северный флот был самым молодым и самым малочисленным… Но все изменилось, когда в 1941году за два месяца враг захватил большую часть западных территорий СССР. В связи с соглашением о ленд-лизе (поставки союзниками – Великобританией и США – военной техники и снаряжения Советскому Союзу) северные морские пути приобрели важнейшее значение» [из исследовательской работы]. Поэтому, в мае 1942 года командование решило: для усиления Северного флота перебросить с Тихого океана по Северному морскому пути несколько современных боевых кораблей, в том числе и «Разумный».
Боевой корабль участвовал в сопровождении конвоев в Баренцевом море от Мурманска до Новой Земли и в Карском море. Конвойная служба эсминца «Разумный» была его основным делом в период войны. А.Л. Лифшиц, участник боевых событий, в книге «На море и на суше» написал, что в 1943 году эскадренный миноносец «Разумный» прошёл сквозь штормы северных морей более 17 000 миль, эсминец участвовал в 17 операциях, из них – в трех набеговых операциях, провёл 14 конвоев. «Потерь в транспортах не было. Команда эсминца отразила все атаки противника» [из исследовательской работы]. Во всех боевых походах принимал участие наш земляк Ваганов Николай Филиппович (по найденным документам, восстановили его фронтовую биографию).
Анастасия в ходе исследования совершила вместе с одноклассниками поездку в музей кораблестроительного предприятия «Севмаш» города Северодвинска, участвовала в экспедиции на Соловецких островах. В результате был доказан исторический факт: Н. Ваганов окончил школу при Учебном отряде Северного флота на Соловецких островах.
Как сложен путь юного исследователя! Руководителю необходимо обладать глубокими историческими знаниями, владеть методиками исследовательской и краеведческой деятельности, быть мудрым педагогом. Большая заслуга в этом Светланы Николаевны Рогозиной научного руководителя, а также классного руководителя Стирмановой Светланы Евгеньевны, которая организовала различные экспедиции и поездки.
В номинации «Военная история» в финале Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество» Анастасия Б. стала дипломантом номинации «Военная история».
Техническое сопровождение конкурса в режиме видеоконференции (впервые на платформе jazz) осуществлял Лев Дмитриевич Мартынов. Его профессионализм позволил достойно выступить нашей участнице.
Методист ГБОУ «ДДЮТ» Е.Ю. Копылова.